Троице–Гледенский монастырь расположен в 13 км (по трассе) от Великого Устюга, возле деревни Морозовица, на высоком холме при слиянии рек Сухоны и Юга. Ансамбль монастыря доступен для внешнего осмотра круглый год, Троицкий собор открыт для посетителей только в летний период.
В незапамятные времена здесь стоял город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо в последней четверти XII века. Примерно тогда же близ города был основан и монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, который по праву считается одним из древнейших на Русском Севере.
О самом городе сведений сохранилось очень мало. Его история овеяна легендами и преданиями, в которых Гледен предстаёт богатым и славным городом. Погубили его якобы злые татары, польстившиеся на золото устюжан. Доподлинно же известно, что он был разрушен в середине XV века в результате жестоких междоусобных войн русских князей. Город восстановлен не был, но Троице–Гледенский мужской монастырь устюжане отстроили заново.
Он просуществовал ещё несколько веков, став свидетелем многих событий, происходивших в этих местах. Пережил и реформы Петра I, и секуляризацию церковных владений в правление Екатерины II, был упразднён в 1841 году, открылся вновь в 1912 году в качестве женской обители и был окончательно закрыт в 1925 году. После этого монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом–изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом для престарелых. С начала 1980-х годов архитектурный комплекс Троице–Гледенского монастыря является объектом музея-заповедника.
Ансамбль монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов в камень оделся сначала Троицкий собор, затем – тёплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей и началось возведение каменной ограды, которое осталось незавершённым из–за нехватки денег. Примечательно, что почти все каменные постройки Троице–Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придаёт комплексу особое очарование. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера.
Главная достопримечательность монастыря – великолепный резной золочёный иконостас Троицкого собора, один из красивейших в России. Его возведение продолжалось восемь лет (с 1776 по 1784 год) на пожертвования устюжан.
Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы. Используя традиционные для ХVIII века мотивы (гирлянды, волюты, рокайли, завитки и т.п.), они украсили иконостас резьбой, поражающей богатством и редкостным разнообразием форм.
Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В. Колмогоровым, Е.А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А. Аленёвым. Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись.
Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу).
Особое очарование иконостасу придаёт большое количество деревянной скульптуры. На царских вратах расположены фигуры четырёх евангелистов, над ними парит в облаках Саваоф. Скульптуры предстоящих у Распятия, ангелов, головок херувимов, органично сочетаясь с резьбой и иконописью, составляют с ними единое целое. К сожалению, имена резчиков фигур остались неизвестными, но это, без сомнения, были необыкновенно талантливые люди, обладавшие незаурядным мастерством и тонким вкусом.
Реставрация резного позолоченного иконостаса и памятников древнерусского искусства в Троицком соборе Троице-Гледенского монастыря проходила в несколько этапов. К началу реставрационных работ состояние иконостаса было близко к аварийному. На поверхностях иконостасной рамы практически везде лежал слой спрессованного мусора вместе с остатками птичьего помета и гнезд. Многие элементы резьбы были утрачены. Особенно пострадали верхние ряды и боковые части иконостаса. Потребовалось несколько лет, чтобы шаг за шагом провести очистку, дезинфекцию и укрепление грунта, позолоты и красочного слоя. С июля 1973 года до августа 1980 года ответственным руководителем работ по иконостасу был назначен художник-реставратор высшей квалификации, сотрудник Всероссийской центральной научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации музейных художественных ценностей Ю. А. Рузавин. Реставрационные работы проводились согласно научной методике силами сотрудников темперного отдела ВЦНИЛКР, стажерами музеев страны и студентами реставрационного отделения Московского художественного училища памяти 1905 года.
С 1991 по 1993 год проводилась реставрация росписей алтарной части Троицкого собора командой художников-реставраторов под руководством К. И. Маслова, зав. отделом монументальной живописи ГосНИИР, кандидата искусствоведения.
Летом 2018 года на местном ярусе иконостаса Троицкого собора студентами 3 курса ГБПОУ «Санкт-Петербургское художественное училище им. Н.К. Рериха» проводились консервационно-реставрационные работы под руководством И. С. Весниной, преподавателя курса реставрации золочёной резьбы, — реставратора высшей категории, заведующей сектором реставрации золочёной резьбы Отдела реставрации музейных ценностей Русского музея. Методика, утверждённая Государственной инспекцией охраны памятников, включала работы по удалению нестойких поверхностных загрязнений, антисептирование поверхности, укрепление очаговых отслоений золочёного грунта от основы, подклейку фрагментов грунта, склейку подвижных трещин и разрозненных фрагментов резьбы, тонировку открытого грунта на участках с утратами и потёртостями позолоты.
В наши дни профилактические осмотры иконостаса, профработы, обеспыливание производятся два раза в год специалистами сектора реставрации движимых памятников Великоустюгского музея-заповедника.
Редкостный по красоте иконостас, возрождённый реставраторами, вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице–Гледенский монастырь.