Великоустюгский государственный музей-заповедник

Режим работы музеев в праздничные дни с 23 по 25 февраля в разделе "Новости"

1 марта (пт) Музей природы края закрыт на санитарный день.


Среди многочисленных храмов Великого Устюга церковь Вознесения стоит особняком, отличаясь исключительным богатством декоративного убранства, которое роднит её с известными храмами царственной Москвы – церквами Троицы в Никитниках (1628–1654) и Рождества в Путинках (1649–1652).


Это выдающийся памятник Русского Севера, в котором сохранилось 6 уникальных иконостасов XVIII в.


Каменная церковь Вознесения возведена в 1648 году «старанием и казною» богатейшего устюжского купца, московского «гостя» Никифора Ревякина. Сложным архитектурным сооружением «на взмостье, об одиннадцати главах» выглядела она в ХVII веке. Позднее в результате перестроек церковь Вознесения претерпела некоторые изменения.


Общая композиция храма построена на свободном сочетании разнообразных объемов, образующих сложную живописную асимметричную группу. Основной четверик церкви Вознесения, высокий и стройный, с тремя ярусами кокошников в завершении, увенчан пятью красиво скомпонованными гранёными главами «с перехватами» и коваными ажурными крестами. С востока к главному объёму примыкает низкий алтарь с тремя полукруглыми апсидами. Крупные проемы его окон обрамлены нарядными наличниками из полихромных рельефных изразцов. С северной стороны располагается двухэтажная пристройка с тёплой церковью Богоявления Господня и Крестовоздвиженским приделом на первом этаже, Воскресенской церковью с трапезной и приделом царевича Дмитрия на втором. На юго-западе – домовая церковь храмоздателя Никифора Ревякина – небольшой придел Всех Святых. Его изящный кубический объём с миниатюрной «горкой» кокошников и стройной двухъярусной главкой поставлен над арочной галереей. С запада на второй этаж храма ведёт широкая лестница с высоким нарядным крыльцом. Общий архитектурный силуэт дополняет ярусная колокольня, которую венчает шпиль с фигуркой парящего ангела.


Живописный вид церкви Вознесения находится в неразрывной связи с особой выразительностью архитектурно-художественных форм внешнего богатого декора, придающего всему памятнику праздничную нарядность. Фасады стен украшают типичные для XVII столетия детали: городчатые карнизы, мелкие квадратные ширинки (кессоны) с нишками, приставные парные полуколонки, разнообразные фигурные наличники окон. Все это богатство форм дополняют сверкающие поливные изразцы, применённые в ширинках и карнизах, в тимпанах венчающих кокошников и в виде отдельных самостоятельных вставок.


Высокую художественную ценность представляет интерьер церкви Вознесения – цельное собрание памятников устюжской иконописи и иконостасного искусства XVIII в.


Величественный пятиярусный резной золочёный иконостас церкви Вознесения, возведенный в 40–50-е годы XVIII века, – один из ранних сохранившихся барочных иконостасов Великого Устюга. Плоскорельефная сквозная растительная резьба тонким изящным орнаментом покрывает тумбы под иконами местного ряда. Более богатая объёмная резьба украшает царские врата и разделительные колонки верхних ярусов. Завершается иконостас резным «Распятием», по сторонам которого расположены парные фигуры ангелов, выполненные на рубеже XVII–XVIII веков в технике плоскорельефной резьбы.


Нарядным и богатым выглядит резной золочёный трехъярусный иконостас Воскресенского придела. Он интересен, прежде всего, как собрание икон известного устюжского иконописца первой половины XVIII века Стефана Соколова, представителя династии потомственных устюжских иконописцев. В своем творчестве он следовал лучшим традициям знаменитых «устюжских писем», которые отличают изящество рисунка, каллиграфическая чистота линий, тщательная прорисовка деталей, изысканный колорит, особое пристрастие к миниатюрам. Точную дату создания иконостаса Воскресенской церкви позволили установить подписные иконы Стефана Соколова из местного ряда: «Богоматерь Одигитрия Смоленская» (1718) и «Воскресение Христово» (1719).


Храм был выведен из аварийного состояния в 60-е годы XX века, после чего реставрировался на протяжении двух десятилетий. В настоящее время в церкви Вознесения расположен Музей древнерусского искусства.


Связаться с нами



CAPTCHA