Великоустюгский музей-заповедник

Версия для слабовидящих

Главная -> Экскурсии -> Открытое хранение фондов

Депозитарий

Информация о музее

temp

Депозитарий (хранилище фондов) музея находится на  центральной улице Великого Устюга, Советском проспекте. Здесь организовано доступное для осмотра  посетителями, открытое хранение фондов, проводятся мастер-классы и интерактивные занятия для детей.

Адрес: Советский проспект, 58
Часы работы: с 10.00 до 18.00 (касса прекращает работу в 17.00), перерыв с 12.00 до 13.00.
Выходные дни:  суббота, воскресенье
В период новогодних каникул режим работы может меняться в зависимости от предварительных заявок, которые можно сделать по телефону +7 (81738) 2-35-76 или по электронной почте Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Цена билетов для самостоятельного осмотра:
- 140
 рублей (полный билет)
-  100  рублей (льготный для пенсионеров)
-  70  рублей (льготный для инвалидов,  учащихся, дошкольников, военнослужащих по призыву)
Цены на экскурсионное обслуживание, мастер-классы и др.

Найти на карте



Открытое хранение фондов
  • Постоянная экспозиция.

Депозитарий – хранилище музейных фондов. Обычно доступ туда закрыт. Фонды Великоустюгского музея-заповедника представляют собой редкое исключение: большие площади депозитария отведены под открытое, то есть доступное для посетителей, хранение предметов. Это стало возможным благодаря завершению крупного многолетнего проекта по переоборудованию здания бывшего кинотеатра в специальное музейное хранилище. В 2007 году фонды музея из множества приспособленных помещений были перемещены в здание депозитария. Здесь разместились многочисленные коллекции, среди которых изразцы и мебель, художественная береста и самовары, стекло и фарфор, книги и документы.

Одна из уникальных коллекций нашего музея – коллекция изразцов, насчитывающая более трёх с половиной тысяч единиц хранения. Большую часть коллекции составляют печные изразцы. Изразцовое дело возникло в Великом Устюге во второй половине XVII века и просуществовало вплоть до 30-х годов XIX века. Великий Устюг был крупным центром изразцового искусства. Устюжские мастера-изразечники создали свою собственную школу поливной и многоцветной керамики. Первый этаж депозитария украшают несколько красивых изразцовых печей, собранных заботливыми руками музейщиков. Они замечательно иллюстрируют историю бытования изразцовых печей в Великом Устюге. В открытом хранении можно увидеть печи не только местного производства, но и привозные.

Всё многообразие изразцов, хранящихся в фондах нашего музея представить невозможно, поэтому, чтобы расширить показ, созданы изразцовые панно.

Большую часть коллекции составляют расписные прялки. Они показаны на специально созданной для показа «горке». Одна из её сторон полностью заполнена двинскими прялками. Северодвинские росписи очень красочны и ярки. На других гранях горки – прялки кичменгско-городецкие и теплогорские, уфтюгские и нюксенские. Особо представлены прялки с резьбой. Резные украшения разнообразны: от скромных насечек до сложной трёхгранно-выемчатой резьбы.

Помимо прялок, коллекция дерева включает в себя предметы мебели. В двух застеклённых нишах воссозданы интерьеры жилых домов XIX века: рабочего кабинета хозяина дома (одной из главных комнат дворянского жилища) и кабинета-будуара хозяйки (пример сравнительно скромной обстановки в стиле модерн, возникшем на западе в конце XIX века).

На подиуме привлекает внимание дубовое кресло со спинкой в виде конской дуги и подлокотников в виде пары воткнутых топоров. На дуге в резном орнаментальном узоре читается пословица: «Тише едешь - дальше будешь». Впервые подобное кресло было представлено на Всероссийской художественно-промышленной выставке в 1870 г. в Петербурге, где было награждено бронзовой медалью. Автором его был петербургский резчик-столяр Василий Петрович Шутов. Придуманное им кресло восхищало оригинальностью замысла и качеством исполнения. Рукавицы были вырезаны до того реалистично, что многие хватались за них, принимая за натуральные. Кресло из коллекции музея принадлежало владельцу красавинской льнопрядильной фабрики Грибанову.

Выставленные на подиумах стулья, диваны, буфеты бытовали в домах устюжан в конце XIX – начале XX века.

Центральное место на галерее отведено предметам, выполненным из бересты. Коллекция берестяных изделий насчитывает около 900 единиц. На территории края были развиты различные виды обработки бересты. Плетение характеризуют заплечные кузова, корзины, багометки, в которых хранили лопатки для точки кос, дорожные солонки, лапти, а также современные авторские изделия: хлебницы, солонки, чайный сервиз, подстаканники, различные футляры.

Особое место отведено «фирменному» устюжскому промыслу – шемогодской резьбе по бересте. В открытом хранении представлены работы мастеров первой половины XX века с традиционным шемогодским орнаментом. Здесь же – изделия шемогодских артелей середины XX столетия. Они отличаются новизной и разнообразием рисунков, в них всё чаще проникают сюжетно-тематические мотивы, да и резьба становится более мелкой. Это различные шкатулки, папиросницы, платочницы, пеналы и др.

Работы непревзойденного мастера резьбы по бересте А.Е. Марковой занимают две отдельные витрины. В 1940-50-е гг. Александра Егоровна сотрудничала с Евстафием Павловичем Шильниковским – заслуженным деятелем искусств РСФСР, художественным руководителем коллектива «Северная чернь». Он составлял образцы рисунков для прорезной бересты. Замечательным результатом содружества двух мастеров-художников явилось декоративное блюдо «Семен Дежнёв», резьба которого выполнена Марковой по эскизу Шильниковского в 1948 году, в честь 300-летия открытия Дежнёвым пролива между Азией и Америкой.

С 1981 г. в городе была открыта экспериментальная фабрика художественных изделий «Великоустюгские узоры». Её важнейшей задачей стало возрождение шемогодской бересты как вида искусства. На фабрике работало много талантливых резчиц, их изделия находятся в отдельных витринах.

Всегда интересны предметы с великоустюжской росписью. Народная роспись по бересте и дереву возрождена в 1980 году. Т. Ю. Лабутина создала оригинальную школу, основанную на творческой переработке приёмов северной народной росписи. Работы последних лет, представленные в открытом хранении, говорят о том, что искусство резной и расписной бересты не угасло, оно продолжает развиваться в наши дни.

Коллекция фарфора и фаянса Великоустюгского музея-заповедника насчитывает около 400 предметов. Большую её часть составляют изделия российских фарфоровых фабрик и заводов. Наиболее ранние из них датируются концом XVIII века и являются изделиями Императорского фарфорового завода и фабрики Гарднера в Вербилках. Значительная часть относится к XIX веку, в основном это изделия наиболее крупных и значительных фабрик: Императорского фарфорового завода, Гарднера, Попова, братьев Новых, Тереховых и Киселёва, Кузнецовых и др. В коллекции разнообразная посуда, вазы, предметы обихода, скульптура. В большом количестве представлена чайная посуда Товарищества М. С. Кузнецова – «фарфорового короля» России конца XIX–начала XX веков, который сумел поднять на небывалую высоту технологию фарфорового производства.

В коллекции есть изделия и иностранных фарфоровых мануфактур. В их числе преобладают предметы, произведённые на знаменитых мануфактурах Мейсен (Германия) и Севр (Франция). Единичными изделиями представлен английский, немецкий, швейцарский, датский и китайский фарфор. Две парные вазы относятся к знаменитому дельфтскому фарфору. Уникальным предметом коллекции является сахарница, выполненная из чёрной базальтовой массы, изобретенной английским керамистом Дж. Веджвудом в середине XVIII века.

Коллекция изделий из кости Великоустюгского музея-заповедника не очень велика по объёму, содержит 83 предмета, но отличается достаточным разнообразием.

В качестве сырья мастера использовали ископаемый бивень мамонта, зуб кашалота, клык моржа и специально обработанную простую кость – цевку. В открытом хранении представлены костяные изделия различных центров резьбы по кости: села Холмогоры, подмосковного села Хотьково, чукотской резьбы и гравировки по кости, якутской резьбы. На развитие последней большое влияние оказали русские переселенцы - устюжане и поморцы.

Некоторые предметы из кости, возможно, могли быть изготовлены в Великом Устюге. Известно, что здесь также работали мастера-косторезы, но эта тема остается пока неисследованной. С. М. Тамерман в статье «Резьба по кости» /Русское декоративное искусство XVIII в. Т.2. М.,1963 г.-С.482/ пишет, что в Новгороде, Вологде, Великом Устюге и Сольвычегодске искусство резьбы по кости «стояло высоко в ХV–ХVII веках, но со второй половины ХVIII века перестаёт играть былую роль».

На предметах коллекции присутствуют все виды обработки кости (токарная работа, ажурная сквозная «на проём», рельеф, скульптура, тонирование, гравировка), а также все виды технических приемов, употреблявшихся при оформлении изделий (протравливание пластин красителями, подцвечивание гравировки, использование цветной фольги и слюды).

Самую большую группу предметов составляют всевозможные шкатулки, коробочки, ларцы от небольших до крупных размеров. Среди предметов обихода, в основном, в городских, зажиточных домах, бытовали различные предметы из кости – веера, швейки, ножи для разрезания бумаги, гребни.

Обилие монастырей и церквей на Русском Севере определило ещё один вид работ косторезов: образки, кресты, иконы. Иконы монтировались из костяных пластинок и фигур на прямоугольной доске на фоне фольги или тканей. Представляет интерес навершие посоха с костяным набалдашником с головами дракона (вторая голова была восстановлена при реставрации). Предмет поступил в 1918 г. из древлехранилища, в 1911 г. – из Михайло-Архангельского монастыря. Место изготовления неизвестно.

Коллекция самоваров

В отдельном зале представлена коллекция предметов из металла. В основном, это самовары: самовары-чайники, походные самовары. Самый ранний датируется второй половиной XVIII века. Интересны два посеребрённых самовара сер. XIX века, выполненных на заказ. Много фантазии и выдумки проявляли мастера, изготовляя самовары. Их создавали в форме репки, луковицы, вазы, рюмки, дули (груши), яйца, шара, банки. Самовары продавались на ярмарках, демонстрировались на выставках. Фабриканты снабжали свои самовары фабричными клеймами. Для популяризации продукции клеймили образцы медалей, которыми были награждены на разных выставках. Высшей наградой на всероссийских выставках считался государственный герб. В коллекции хранится огромный самовар фабрики Шемариных вместимостью 5 ведер. Рядом – специальные щипцы для сахара, с помощью которых «кусали» сахарные головы.

В этом же зале представлены поддужные колокольчики разных размеров, подсвечники, канделябры, замки, ключи большие и маленькие.

Возрастные ограничения 12+

 
«О чем поет самовар?»
  • Интерактивное занятие.
Интерактивное занятие «О чем поет самовар?»

Вас ждёт знакомство с коллекцией самоваров XVIII-XX веков, предметами, сопутствующими чаепитию из собрания Великоустюгского музея-заповедника. История появления самоваров на Руси и их бытования в купеческом Великом Устюге, что такое чай «вприглядку», «вприкуску» и даже «вприлизку», что из себя представляет сахарная голова и сколько она весит - об этом и многом другом вы узнаете на нашем занятии. Ребята и взрослые играют, состязаются, собирая на скорость самовар, колют сахар, выполняют различные задания.

Занятие рекомендовано как детям, начиная с 5 лет, так и взрослым.

Возрастные ограничения 6+

 
«Берестяное чудо»
  • Мастер – класс резьбы и росписи по бересте.
Маркова А.Е. Сундук «Сказка» Резьба по бересте.

Посетители знакомятся с удивительным художественным промыслом Великого Устюга – резной и расписной берестой. Резьбой по бересте занимались в Великоустюгском уезде крестьяне из деревень Шемогодской волости. Традиции старых мастеров в настоящее время продолжают художники, мастера резьбы по бересте.

Мастер-класс «Берестяное чудо».

В залах музея представлены разнообразные изделия, украшенные прорезным берестяным кружевом и яркой кистевой росписью. У посетителей мастер – класса есть уникальная возможность не только увидеть эту сказку, но и встретиться с известными мастерами резьбы и росписи по бересте – Вязовой Т.Г., Слепухиной Т.А., Корепиной Л.А., Беляевой Т.Ю. Дети, наблюдая за работой мастеров, знакомятся с процессом резьбы. Используя такие же инструменты, каждый пытается сделать небольшой сувенир из бересты, взяв затем с собой на память.

Мастер-класс рекомендован как детям, начиная с 5 лет, так и взрослым.

 
Выставка лицевого шитья «Образы шиты шелками разными»

На выставке представлена богатая и разнообразная коллекция лицевого шитья из фондов музея.

Выставка лицевого шитья «Образы шиты шелками разными»Среди экспонатов плащаницы, воздухи, литургические комплекты, пелены и фелони с вышитыми образами на оплечьях. Впервые демонстрируются наиболее ценные предметы XVII–XIX веков из музейного собрания. Самые ранние экспонаты на выставке датируются серединой XVII века. Это плащаница из Успенского собора и палица из Михайло-Архангельского монастыря. Знакомство с экспозицией позволит составить представление о коллекции лицевого шитья, познакомиться со стилистическими особенностями предметов, многообразием технических приемов и материалов, развитием традиционных иконографических линий и сюжетов.

Посещение выставки будет интересно специалистам, искусствоведам, представителям Русской православной церкви и всем, интересующимся вышивкой.

Выставка «Образы шиты шелками разными» приурочена к межрегиональной научно-практической конференции «Древнерусское шитьё: история и традиции», которая пройдёт на базе Великоустюгского музея-заповедника. Организатором конференции выступит Е. Ю. Катасонова – главный редактор журнала «Убрус», искусствовед, историк древнерусского шитья (г. Санкт-Петербург).

Возрастные ограничения 12+

Сроки работы выставки: 18 мая - 30 сентября 2023 года

 
Выставка «Из драгоценной кладовой»

В экспозиции представлено 80 предметов из драгоценной кладовой музея. Это высокохудожественные знаковые памятники XVI – начала XX в., декорированные эмалью по скани, чернью, просечкой и позолотой, драгоценными и полудрагоценными камнями.

Выставка «Из драгоценной кладовой»На выставке можно увидеть ТолгскуюВыставка «Из драгоценной кладовой» икону Божьей Матери (XVIII в.) в серебряном с золочением чеканном окладе с накладным двойным венцом, эмалевыми накладками с гравюрными изображениями Димитрия Ростовского, Иоанна Златоуста, евангелистов. Образ украшен ажурной ризой, расшитой жемчугом с перламутром, инкрустированной изумрудами, рубинами, альмандинами.

Привлекут внимание посетителей и другие иконы устюжского письма, а также серебряные напрестольные, наперсные и нательные кресты, кресты-мощевики, евхаристические сосуды, ковши с вкладными надписями, Евангелия московской синодальной печати в драгоценных окладах.

Демонстрируются на выставке и самые ранние экспонаты драгоценной кладовой, датируемые XVI веком. Это ковш больших размеров Оникия Строганова и крест наперсный, носимый на груди поверх одежды, «корсунский». Ковш выполнен сольвычегодскими мастерами-серебряниками в мастерской Строгановых.

Особое место в экспозиции занимает архиерейское облачение из Выставка «Из драгоценной кладовой»золотистой парчи с отделкой бархатом по подолу, великолепным лицевым шитьём золотными и серебряными нитями, с изображением Архангела Михаила на оплечье. Золотая риза происходит из Михайло-Архангельского монастыря Великого Устюга.

Выставка будет интересна широкому кругу посетителей, ценителям и профессионалам ювелирного дела, искусствоведам – всем, кто интересуется драгоценным декоративно-прикладным искусством.

Возрастные ограничения 6+.

Сроки работы выставки: 2 января – 31 декабря 2023 года.

 
Выставка «Великий Устюг в открытках начала XX века»

В музейной коллекции филокартии находится более 250 открыток конца XIX – первой трети XX века с видами Великого Устюга и его окрестностей.

Выставка «Великий Устюг в открытках начала XX века»На выставке представлено Выставка «Великий Устюг в открытках начала XX века»199 видовых открыток Великого Устюга (1897–1929). Фотографы предлагали издателям свои лучшие работы, делая великолепные снимки с церковных колоколен, с пожарной каланчи. На этих карточках стандартного размера 9 х 14 сантиметров остановилось, застыло время. Отходят от причала красавцы-пароходы. Заметив фотокамеру, останавливаются прогуливающиеся горожане. Наступило круггородное воскресенье, свершается крестный ход вокруг города в начале Петрова поста – самый многолюдный в городе…

Выставка «Великий Устюг в открытках начала XX века»По открыткам, представленным в экспозиции, можно составить представление о ледоходах на Сухоне и наводнениях первой четверти XX века, о проводах в армию и на фронты Русско-японской и Первой мировой войны, об организации первых советских субботников. На открытках виды монастырей и храмов, в том числе ныне утраченных, зданий учебных и торговых заведений, набережной Великого Устюга.

Выпускались открытые письма в основном местными издателями: Михаилом Багаевым, владельцами книжных магазинов Николаем Маталаевым и Анной Шрейбер. Н. М. Маталаев сотрудничал с фотографами Карлом Мягги, Александром Седельниковым, неплохо фотографировал сам.

Открытки начала XX века как уникальные свидетельства ушедшего времени привлекут внимание тех, кто интересуется историей и культурой Великого Устюга.

Возрастные ограничения: 0+.

Сроки работы выставки: 2 января – 31 декабря 2023 года.

 
Мини-выставка «От иголки до машинки»

Выставка посвящена швейной машине – техническому устройству, изобретение которого в одночасье облегчило труд огромного числа портных.

Мини-выставка «От иголки до машинки»Основу экспозиции составляют Мини-выставка «От иголки до машинки»старинные швейные машинки ножного и ручного привода с челноками-лодочками – изделия американских и немецких производителей. Они выполнены в оригинальном дизайне, отличаются изяществом литых форм, богатым декором в технике декаля и инкрустации.

Особое место в экспозиции занимает бесчелночная швейная машинка цепного или тамбурного стежка, выпущенная для детей в 1930-х годах на Подольском механическом заводе. Она является копией детской швейной машинки «Зингер». И это не просто техническая игрушка, а рабочее устройство, на котором можно смастерить не только платье для куклы, но и настоящее швейное изделие.

На выставке можно увидеть и различные приспособления для шитья: редкие швейки XIX века тульских мастеров и народных умельцев Русского Севера, костяной футляр для швейных игл холмогорских мастеров Архангельской губернии, серебряные напёрстки черневой устюжской работы 1920-х годов, портновские ножницы конца XIX века известного фабриканта Д. Д. Кондратова из Владимирской губернии.

Знакомство с экспозицией будет интересно взрослым и детям, любителям и профессионалам швейного дела – всем, кто занимается рукоделием, техническим моделированием и конструированием, интересуется историей.

Сроки работы выставки: с 05.10.2022 по 31.03.2023

Возрастные ограничения 0+

 
Мини-выставка «Роковые марки. Романовская серия 1913 года»

На выставке представлены марки из портретной серии, выпущенной к 300-летию царствования династии Романовых. На них изображены портреты выдающихся представителей династии и царские резиденции. В создании этих марок участвовали лучшие русские и европейские мастера живописи и графики, а утверждением эскизов занимался Николай II.
Деньга-марка 1915 года номиналом 10 копеекЭта серия стала важным этапом в российской марочной графике и вошла в историю как первый случай отражения на официальных марках новых типов изображений: портрета (в том числе скульптурного) и городского вида.
На выставке также можно увидеть деньги-марки периода Первой мировой войны и 1917–1918 гг., когда в России ощущалась острая нехватка разменной монеты. Для печати этих самых маленьких бумажных денег использовались клише почтовых марок серии 1913 года, посвящённой 300-летию дома Романовых. Лицевая сторона денег-марок ничем не отличалась от обычных почтовых марок. На обратной стороне отсутствовал клеевой слой, и имелась типографская надпечатка с изображением герба Российской империи и надписью, подтверждающей хождение этих денег наравне с медной или серебряной монетой. После Октябрьской революции с их оборота исчезло изображение двуглавого орла. В фондах Великоустюгского музея-заповедника имеется 200 таких банкнот, поступивших из разных источников, в том числе в 1917 году из церковного древнехранилища Великого Устюга, в 1962 году от Михаила Андреевича Глотова.
Внимание посетителей выставки привлекут и почтовые открытки с погашенными марками романовской серии 1913 года.

Возрастные ограничения 0+

Сроки работы выставки: с 28 февраля по 30 сентября 2022 года.

 
Мини-выставка «Личность Петра I в гравюрах из музейного собрания»

Выставка посвящена 350-летию со дня рождения государственного деятеля и полководца, императора и великого реформатора Петра Первого.

Логотип Года Петра IВ экспозиции будут представлены Гравюра. А. Ф. Зубов. Свадьба Петра I и Екатериныгравюры, связанные с именем Петра Великого, из коллекции Великоустюгского музея-заповедника. Наибольший интерес представляет гравюра А. Ф. Зубова «Свадьба Петра I и Екатерины» 1712 года (оттиск 1960-х гг.) Автор этого произведения Алексей Фёдорович Зубов (1682/1683–1751) возглавлял гравировальную мастерскую при Санкт-Петербургской типографии (1711–1727).

На гравюре изображён свадебный пир, который состоялся после венчания Петра I и Екатерины Алексеевны 19 февраля 1712 года. Торжество проходило в первом Зимнем дворце, построенном в 1711 году. На свадьбе присутствовало 45 человек, включая Петра I и Екатерину Алексеевну. Заранее ко дню празднования А. Д. Меньшиков, назначенный Петром I главным распорядителем свадьбы (маршалом), заказал изображение этого важного события. На графическом листе запечатлены все его участники.

На выставке также представлена гравюра Е. П. Чемесова «Портрет императора Петра I» (1759).

Экспозиция привлечёт внимание тех, кто интересуется историей и культурой Петровской эпохи.

Возрастные ограничения 0+

Сроки работы выставки: 11 мая – 30 сентября 2022 года.

 
Выставка «В лазури неба цвет зелёный»

Основным экспонатом выставки является архитектурная деталь – правая часть изразцовой ионической капители с росписью по рельефу эмалями зелёного, жёлтого и белого цветов.

Выставка «В лазури неба цвет зелёный» Она представляет собой редкий пример керамического декора православного храма середины XVIII века и служит свидетельством вкусов и предпочтений одного из ярких представителей устюжского купечества – Ивана Яковлевича Курочкина. Именно такие капители украсили храм Симеона Столпника (сер. XVIII в.), возведённый на средства купца. Это единственный памятник культового зодчества в Великом Устюге, в котором барочные формы достигают подлинной пышности и великолепия.

На выставке впервые экспонируются две храмозданные грамоты церкви Симеона Столпника 1725 и 1747 годов, повествующие об этапах строительства каменного храма и его приделов. Дополняют экспозицию текст жития Симеона Столпника с иллюстрациями 1874 года и фотографии из фондов музея.

Знакомство с экспозицией расширит представление об изразцовом производстве в Великом Устюге в XVIII веке.

Возрастные ограничения 0+

Сроки работы выставки: 3 февраля – 29 апреля 2022 года.

 

Из наших фондов

Ваза для цветов. Середина ХХ века.

музей в госкаталоге

gk

музей в соцсетях

 

No valid database connection Got error 194 "Tablespace is missing for a table" from storage engine InnoDB SQL=INSERT IGNORE INTO jos_joomlawatch_uri_history SELECT * from jos_joomlawatch_uri where fk > 1628849
 

Анкета посетителя

Закрыть
anketa
Друзья, пожалуйста, ответьте на вопросы небольшой электронной анкеты.
то не займет много времени, а нам вы ОЧЕНЬ поможете. В анкете нужно выбрать "Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник".
Вы можете быть уверены в полной конфиденциальности Ваших ответов, они будут использоваться только в обобщенном виде, все данные обезличены.



Для нас это очень важно! БЛАГОДАРИМ!