Великоустюгский музей-заповедник

Главная -> Памятники -> Церковь Вознесения
Церковь Вознесения

Среди многочисленных храмов Великого Устюга церковь Вознесения стоит особняком, отличаясь исключительным богатством декоративного убранства, которое роднит ее с известными храмами «царственной» Москвы – церквами Троицы в Никитниках (1628–1654) и Рождества в Путинках (1649–1652).

Великий Устюг. Церковь Вознесения.Каменная церковь Вознесения возведена в 1648 году «старанием и казною» богатейшего устюжского купца, московского «гостя» Никифора Ревякина. Сложным архитектурным сооружением «на взмостье, об одиннадцати главах» выглядела она в ХVII веке. Позднее в результате перестроек церковь Вознесения претерпела некоторые изменения.

Общая композиция храма построена на свободном сочетании разнообразных объемов, образующих сложную живописную асимметричную группу. Основной четверик церкви Вознесения, высокий и стройный, с тремя ярусами кокошников в завершении, увенчан пятью красиво скомпонованными гранеными главами «с перехватами» и коваными ажурными крестами. С востока к главному объему примыкает низкий алтарь с тремя полукруглыми апсидами. Крупные проемы его окон обрамлены нарядными наличниками из полихромных рельефных изразцов. С северной стороны располагается двухэтажная пристройка с теплой церковью Богоявления Господня и Крестовоздвиженским приделом на первом этаже, Воскресенской церковью с трапезной и приделом царевича Дмитрия на втором. На юго-западе – домовая церковь храмоздателя Никифора Ревякина – небольшой придел Всех Святых. Его изящный кубический объем с миниатюрной «горкой» кокошников и стройной двухъярусной главкой поставлен над арочной галереей. С запада на второй этаж храма ведет широкая лестница с высоким нарядным крыльцом. Общий архитектурный силуэт дополняет ярусная колокольня, которую венчает шпиль с фигуркой парящего ангела.

Живописный вид церкви Вознесения находится в неразрывной связи с особой выразительностью архитектурно-художественных форм внешнего богатого декора, придающего всему памятнику праздничную нарядность. Фасады стен украшают типичные для XVII столетия детали: городчатые карнизы, мелкие квадратные ширинки (кессоны) с нишками, приставные парные полуколонки, разнообразные фигурные наличники окон. Все это богатство форм дополняют сверкающие поливные изразцы, примененные в ширинках и карнизах, в тимпанах венчающих кокошников и в виде отдельных самостоятельных вставок.

Высокую художественную ценность представляет интерьер церкви Вознесения – цельное собрание памятников устюжской иконописи и иконостасного искусства XVIII в.

Иконостас.Величественный пятиярусный резной золоченый иконостас церкви Вознесения, возведенный в 40 – 50-е годы XVIII века, – один из ранних сохранившихся барочных иконостасов Великого Устюга. Плоскорельефная сквозная растительная резьба тонким изящным орнаментом покрывает тумбы под иконами местного ряда. Более богатая объемная резьба украшает царские врата и разделительные колонки верхних ярусов. Завершается иконостас резным «Распятием», по сторонам которого расположены парные фигуры ангелов, выполненные на рубеже XVII–XVIII веков в технике плоскорельефной резьбы.

Нарядным и богатым выглядит резной золоченый трехъярусный иконостас Воскресенского придела. Он интересен, прежде всего, как собрание икон известного устюжского иконописца первой половины XVIII века Стефана Соколова, представителя династии потомственных устюжских иконописцев. В своем творчестве он следовал лучшим традициям знаменитых «устюжских писем», которые отличают изящество рисунка, каллиграфическая чистота линий, тщательная прорисовка деталей, изысканный колорит, особое пристрастие к миниатюрам. Точную дату создания иконостаса Воскресенской церкви позволили установить подписные иконы Стефана Соколова из местного ряда: «Богоматерь Одигитрия Смоленская» (1718) и «Воскресение Христово» (1719).

В настоящее время в церкви Вознесения расположен Музей древнерусского искусства, открыты выставки: «Великие подвижники земли Русской святые праведные Прокопий и Иоанн, Устюжские чудотворцы», «Иконостасы Великого Устюга, орнаментальная резьба, деревянная скульптура». Представленные на этих выставках наиболее ценные экспонаты из фондов Великоустюгского музея-заповедника отражают высокую художественную культуру Устюжского края.

Кованый крест.
 
Купола.
 
Крыльцо. Вдали - ц-вь Чуда Архистратига Михаила
 
Кованая решетка окна.
 

Найти на карте

Адрес: Советский проспект, 84.


ym red label - музей или памятник из статьи о нём;
ym blue label - памятник архитектуры доступный для посещения, с музейными экспозициями и пр.;
ym blue label - памятник архитектуры доступный только для внешнего осмотра, или закрытый в зимний период.

 

Из наших фондов

Скульптурная композиция "Два голубя". ХIХ век. Германия.

Ключевые слова сайта

Flash Player не установлен

 


 

Анкета посетителя

Закрыть
anketa
Уважаемые посетители!
Нам очень важно знать Ваше мнение о музее. Предлагаем Вам ответить на вопросы нашей анкеты.