Музей древнерусского искусства |
Великий Устюг – один из крупных центров древнерусского искусства. Понятие устюжской культуры – явление сложное. Это летописание и книжная культура, иконопись и художественные ремесла. Ни в одном из северных городов не было такого обилия летописей, как в Великом Устюге. Особого совершенства устюжские мастера достигли в иконописании, создав знаменитые «устюжские письма». В Музее древнерусского искусства широко представлены памятники устюжской иконописи XV–XVII веков, произведения Строгановского лицевого шитья, рукописные и старопечатные книги из библиотек устюжских монастырей и церквей. Доминанты экспозиции – выдающиеся произведения устюжского искусства – чудотворная икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» (около 1558) и резная Сень царских врат (ХVII в.), храмовая икона Успенского собора «Успение Богоматери» (1496) и поклонный резной белокаменный крест (1625), вытесанный мастером Мисаилом в память преставления небесного покровителя Устюга святого Прокопия Праведного, плащаница «Положение во гроб» ХV столетия, плащаницы ХVII в. – вклады именитых людей Строгановых в устюжские храмы.
На выставке, посвященной особочтимым устюжским святым Прокопию и Иоанну, Христа ради юродивым, представлены произведения иконописи, лицевого шитья, черни по серебру XVII–XIX веков. Среди них такие известные устюжские памятники иконописи, как житийные иконы Прокопия Устюжского – вклад Никиты Строганова и Афанасия Гусельникова в Прокопьевский собор. Выставка деревянной скульптуры дает возможность увидеть созданные устюжскими мастерами произведения мелкой пластики, резные фигуры предстоящих Богоматери и Марии Магдалины из композиции «Распятие с предстоящими» (сер. XVIII в.). Особое внимание привлекает Пиета – Оплакивание Христа (1805 г.). Живописными и пластическими художественными средствами создана сложная скульптурная композиция, изображающая момент прощания Богоматери с телом Сына, снятого с Креста Господа Иисуса Христа. Возрастные ограничения 12+ |