Великоустюгский музей-заповедник

Версия для слабовидящих

Главная -> Коллекции

Коллекции
Резная и расписная береста

Коллекция формировалась с 1920-х годов в результате приобретений от устюжан и в ходе экспедиций сотрудников музея в Великоустюгский район Вологодской области, Красноборский район Архангельской области, с 1980-х годов – поступлений расписных изделий с фабрики «Великоустюгские узоры».

Коллекцию составляют предметы народных промыслов, украшенных плетением, резьбой, тиснением и росписью по бересте. Наиболее интересны работы устюжских мастеров разных периодов развития промысла, включая современные изделия: серийная продукция и авторские произведения (ЗАО «Великоустюгские узоры»).

Коллекция дерева

Формирование коллекции началось в первой четверти XX века в ходе экспедиций сотрудников музея в Великоустюгский, Нюксенский, Кичменгско-Городецкий, Никольский районы Вологодской области, Шенкурский и Красноборский районы Архангельской области и поступлений от населения Великого Устюга

Большую часть коллекции составляют орудия земледелия, крестьянская домашняя утварь, историко-бытовые, производственные предметы.

В собрании музея более 150 предметов деревянной утвари – предметы плетёной, точёной, бондарной, резной работы: ложки, миски, кружки, солонки, чаши, братины, бочонки, корыта, лагунки, подойницы, ушатники, кадки, сырницы, лубяные коробейки, шкатулки.

Музей имеет богатую коллекцию предметов, связанных с обработкой льна и ткачеством (более 100 ед.хр.).

Значимой частью коллекции является мебель. Датируется в основном кон. ХIХ – нач. ХХ вв. Более ранние предметы – шкаф-секретер ХVIII века, шкаф сер. ХVIII века, шкаф расписной к. ХVIII – н. ХIХ в.

Ёлочная игрушка

Kоллекция «Новогодняя игрушка» формируется с 1998 года, в связи с реализацией проекта «Великий Устюг – Родина Деда Мороза». В основном это дары устюжан, гостей города и друзей музея. Коллекцию составляют ёлочные игрушки и ёлочные украшения XX – начала XXI вв.

В настоящее время коллекция активно комплектуется, ведется её научная обработка

Коллекция  металла

Коллекция металла представлена предметами культового, хозяйственно-бытового, производственного значения. Группа памятников отражает развитие местных промыслов известных с XVII– XIX веков: кованого и просечного железа, финифти, мороза по жести. Часть предметов находится в интерьерах архитектурных памятников, являющихся объектами музейного показа. Большой интерес представляют сундуки и шкатулки, украшенные просечным железом и морозом по жести, ключи, замки, самовары, осветительные приборы, инструменты чеканщика Корсакова Н.Г.

Коллекция фарфора

В коллекции фарфора Великоустюгского музея-заповедника 440 предметов. Формирование её началось в 1918 году, с момента основания музея Северодвинской культуры. Значительное место занимают поступления 1921 года из Государственного музейного фонда (43 предмета) и из Государственного фарфорового фонда (41 предмет).

Значительную часть составляют изделия фарфоровых фабрик России: Императорского фарфорового завода, заводов Гарднера, А. Попова, Тереховых и Киселёва, братьев Новых, А. Миклашевского, братьев Корниловых, М.С. Кузнецова, И.Е. Кузнецова.

Европейский фарфор представлен изделиями заводов Англии, Франции, Германии, Дании, Голландии.

Из небольшого числа фарфоровых предметов Востока выделяется китайский кувшин XVIII века, выполненный в технике bleu poudre, и парные японские вазы с круговой росписью кон. ХIХ – нач. XX века, стиль Сацума.

Коллекция стекла

Коллекция стекла включает в себя более 350 предметов. Это различные кувшины, графины, стаканы, бокалы, рюмки, чайницы, осветительные приборы, бутылки, бутылочки аптечные и парфюмерные, пасхальные яйца. Предметы преимущественно российского производства, датируются XIX–XX вв.

Формирование коллекции началось в 1920-е гг. В 1921 г. Государственным музейным фондом было передано 6 предметов. Основную часть коллекции составляют изделия, подаренные музею устюжанами.

Особую ценность представляют бокал с вензелем Елизаветы I, рюмка и штоф с вензелем Екатерины II, стакан с вензелем Александра I, стакан с печатным портретом и надписью «Е.И.В. цесаревич Александр Николаевич», а также бокалы с гравированными сюжетными рисунками XVIII–XIX вв. Необычна рюмка конца XIX в. с золотистым вензелем «АС» и с двумя живописными мухами на стенках.

Коллекция графики

Собрание графики насчитывает около 1500 произведений XVI – ХХI века. Включает в себя печатную и оригинальную графику. Печатная графика представлена плакатами периода XIX – ХХI века, афишами, образцами бумаги Лальской писчебумажной фабрики, конфетными обертками великоустюгских конфетных фабрик. Большую часть коллекции составляют произведения оригинальной графики: русская графика XVIII – начала XX века, гравюры западноевропейских мастеров XVI – XIX века, современная отечественная графика, графика вологодских художников XIX– ХХI века. Состав коллекции отличается широтой и разнообразием представленных в ней материалов: это рисунки, акварели, чертежи, гравюры. Западноевропейская графика представлена именами Брея Старшего, Петера Флётнера, Ганса Шауфелейна, Альбрехта Альтдорфера, Альбрехта Дюрера, Рембрандта Ван Рейна. Значимая часть собрания – коллекция работ талантливого офортиста и акварелиста Евстафия Павловича Шильниковского (ученика знаменитого художника-гравера В.В. Матэ). Коллекция отображает два этапа творческого пути художника: Шильниковский – рисовальщик и офортист и Шильниковский – художник, посвятивший большую часть жизни развитию искусства чернения по серебру (альбом рисунков на изделия фабрики «Северная чернь», 214 из которых выполнены Е.П. Шильниковским).

Самой большой авторской коллекцией, насчитывающей более 50 произведений, является собрание работ известного советского графика Ильи Трофимовича Богдеско, поступившие в музей в 2008 - 2012гг.

В годы Великой Отечественной войны огромную роль в формировании веры в победу играли пропаганда и агитация. Плакаты 1941–1945 гг. выражали чувства всего населения, призывали к действию, к защите Родины. Плакаты прославляли героические подвиги воинов и тружеников тыла, разоблачали и высмеивали немецко-фашистских захватчиков, широко популяризировали актуальные политические лозунги.

Коллекция графики Великоустюгского музея-заповедника насчитывает более 100 плакатов и листовок периода войны. Среди них работы выдающихся художников: И. Тоидзе, В. Иванова, А. Кокорекина, Кукрыниксов, В. Корецкого, Д. Шмаринова, В. Дени и др. Большая часть плакатов была выпущена крупнейшим центром массового издания плакатов в 1941–1945 годах государственным издательством «Искусство».

Тематика плакатной графики отличается большим разнообразием. Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов. Среди них плакаты Н. Долгорукова «Так было… Так будет!» и А. Кокорекина «Смерть фашистской гадине!», имеющиеся в коллекции графики музея. В первые дни войны на улицах городов появился знаменитый плакат «Родина-мать зовет!» художника И. М. Тоидзе. Этот плакат и в наше время является своеобразным символом Великой Отечественной войны. В сюжетах плакатов 1941 г. часто проводилось сопоставление современных воинов и героев прошлого. Так, плакат В. Корецкого «Наши силы неисчислимы!» с изображением памятника Минину и Пожарскому нёс идею создания единого народного ополчения для борьбы с врагом.

С началом войны появляется тыловая агитационная графика, сюжетное содержание которой определил лозунг: «Всё для фронта, всё для победы!». Среди таких плакатов можно назвать «Каждый удар молота – удар по врагу!» В. Дени и Н. Догорукова, «Дадим фронту больше танков» К. Вялова, «Подписывайтесь на 2-й Государственный военный заём! Всё для победы!» Л. Голованова и др.

Во время войны был очень популярен сатирический плакат. В коллекции музея наиболее интересными плакатами, отражающими образ карикатурного врага, являются «Зачем свинье культура и наука?» В. Дени, «Аттестат зверости» Кукрыниксов, «Репка. Старая сказка на новый лад» А. Каневского, а также плакат «Линия иль вал, чтоб их чорт побрал!» В. Дени, поступивший на хранение в 2019 году.

Одной из тем плакатов 1942 г. стала тема страданий советских людей (особенно детей) от зверств фашистской армии на оккупированной ею территории. В коллекции музея имеется несколько таких плакатов. Среди них – «Отомсти!» Д. Шмаринова и «Воин Красной Армии, спаси!» В. Корецкого. В этот период появляются также плакаты, отражающие тему героизма. Так, сюжетом одного из них стал подвиг Матвея Матвеевича Кузьмина, повторившего подвиг Ивана Сусанина.

Очень важной темой плакатов было стремление советских воинов разгромить врага, неизбежность победы над фашистскими захватчиками. Об этом свидетельствуют графические листы В 1942 года: «Не уйти врагу от расплаты!» А. Волошина, «Уничтожим фашистских людоедов!» И. Рабичева и др. С 1943 г. в плакатах преобладают темы и настроения, вызванные началом решительного наступления советских войск, например, плакат «На Запад!» В. Иванова. В этом же году появились плакаты с изображением советских воинов, освобождающих родную землю. К концу 1944 г. ведущей темой плакатов окончательно становится тема Победы. Примером таких плакатов являются работы В.Корецкого «Не унесут фашистов ноги — добью врага в его берлоге!», «Дойдём до Берлина!» А. Голованова. Плакаты, вышедшие в 1945 году, – яркие и праздничные. На плакатах В. Коновалова «Родному воину – радостная встреча», Л. Голованова «Красной Армии – Слава!» воины-победители, фронтовики, возвращающиеся домой, к мирному созидательному труду.

 

Из наших фондов

Рюмка. Нач. ХХ века. Россия.

Ключевые слова сайта

Flash Player не установлен