Великоустюгский музей-заповедник

Главная -> Памятники -> Собор Прокопия
Собор Прокопия Праведного

Общий вид с набережной Сухоны.Второй собор Соборного дворища посвящен святому праведному Прокопию – небесному покровителю Великого Устюга († 8.07.1303). Немец по происхождению, он принял Православие и остался навсегда на Руси, избрав один из труднейших и великих подвигов христианского благочестия – юродство Христа ради. Первый Христа ради юродивый на Руси, прославившийся многочисленными чудесами, важнейшее из которых – спасение Устюга от уничтожения каменной тучей, был причислен к лику святых на Соборе 1547 года.

Прокопий Праведный – особочтимый святой на устюжской земле. Прославление Устюжского чудотворца началось задолго до его канонизации Русской Православной Церковью. В 1471 году на берегу реки Сухоны, близ Успенского собора, над местом погребения праведника устюжские ратники построили деревянную церковь – благодарность за спасение от тяжелой болезни во время похода в Нижний Новгород. Этот храм, освященный во имя благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба и великомученика Георгия Победоносца, сгорел, и на его месте в 1495 году устюжские ратные люди возвели новый, который освятили в честь Прокопия Устюжского.

В 1668 году «иждивением» устюжского купца Афанасия Гусельникова над мощами святого был воздвигнут каменный храм с папертью и колокольней. Описание его содержится в писцовой книге 1676–1683 годов: «церковь холодная каменная о пяти главах, а кресты по меди красной позолочены листовым золотом, а главы обиты железом белым, а та церковь – святого Прокопия, Устюжского чудотворца». Мастером, строившим ее, был устюжанин Петр Котельников. На протяжении трех с лишним столетий храм неоднократно перестраивался. В 1867 году к нему был пристроен придел, освященный во имя святителя Тихона, епископа Воронежского.

Украшение собора святого Прокопия Праведного – великолепный резной золоченый пятиярусный иконостас, возведенный в первой половине XVIII века. Сверкающая позолотой резьба целиком покрывает тябла и колонки, придавая «иконостасу вид пышного, богато украшенного сооружения». Иконостас Прокопьевского собора – цельное собрание устюжской живописи XVII–XVIII вв. Особой художественной ценностью обладают вкладные иконы местного ряда, заказываемые, как правило, наиболее известным мастерам. К строгановским письмам относятся храмовая икона «Прокопий Устюжский, предстоящий Богоматери с Младенцем, с житием в 24 клеймах» (1602) и икона «Богоматерь и Прокопий Устюжский в молении» (конец XVI – начало XVII в.) – приложения именитого гостя Никиты Строганова. Изысканный цветовой строй живописи, графически точные очертания фигур придают образам особую выразительность. Дар храмоздателя Прокопьевского собора Афанасия Гусельникова – образ «Прокопий Устюжский, с житием в 40 клеймах» (1669). Иконописец до мельчайших подробностей проиллюстрировал многострадальное житие и чудеса Прокопия Праведного. Сохраняя условность стиля, автор сумел создать духовный образ святого, обладающий большой внутренней убедительностью. В настоящее время эти иконы находятся на выставках «Великие подвижники земли Русской святые праведные Прокопий и Иоанн, Христа ради юродивые, Устюжские чудотворцы» и «Церковные древности из коллекции Великоустюгского музея–заповедника».

Реставрация иконостаса была выполнена в 80–90-е годы XX века, тогда же восстановлена и настенная живопись.

С начала 90-х годов ХХ века Прокопьевский собор – один из красивейших храмов Великого Устюга – находится в совместном ведении Великоустюгского историко – архитектурного и художественного музея–заповедника и прихода собора святого праведного Прокопия Вологодской епархии Русской Православной Церкви.

Собор Прокопия. Купола.
 
Собор Прокопия. Иконостас.
 
Икона  "Прокопий Устюжский, предстоящий Богоматери". 1602 г.

Найти на карте

Адрес: Набережная, 57.


ym red label - музей или памятник из статьи о нём;
ym blue label - памятник архитектуры доступный для посещения, с музейными экспозициями и пр.;
ym blue label - памятник архитектуры доступный только для внешнего осмотра, или закрытый в зимний период.

 

Из наших фондов

Лампа керосиновая. Последняя четверть XIX века. Россия (?).

Ключевые слова сайта

Flash Player не установлен

 


 

Анкета посетителя

Закрыть
anketa
Уважаемые посетители!
Нам очень важно знать Ваше мнение о музее. Предлагаем Вам ответить на вопросы нашей анкеты.