Великоустюгский музей-заповедник

Главная -> Памятники -> Дымковский погост
Дымково

Храмы Дымковской слободы расположены на другом берегу реки Сухоны, напротив Соборного дворища.

Дымково.Дымковский приход – один из древнейших в городе. Cчитается, что церкви Дымковской слободы являются памятниками похода устюжан на Куликово поле в 1380 году: первые храмы были выстроены и освящены в 1383 году.

В настоящее время в архитектурный ансамбль Дымкова входят пятиглавый храм Дмитрия Солунского с колокольней, одноглавый зимний храм Сергия Радонежского, построенные в первой половине XVIII века, а также ворота, часть угловой башни и церковной ограды. Все памятники доступны только для внешнего осмотра.

Дошедшая до нашиих дней каменная церковь Дмитрия Солунского была выстроена в 1700 – 1708 гг. рядом со старой деревянной церковью. В 1709 г. после завершения внутренних работ состоялось освящение храма.

Хотя храм Дмитрия Солунского был построен в начале XVIII века, его архитектурный облик ближе к традициям века XVII. В целом его можно назвать памятником переходного типа от местных традиций XVII в. к формам новой эпохи. Традиционные шатровая колокольня (ранее на ней находилось 8 колоколов с общим весом 250 пудов), пятиглавие, крупный объем четверика, низкий трехапсидный алтарь как бы смешиваются с новыми элементами, такими, как два ряда кокошников «вперебежку», завершающих четверик (этот прием был применен впервые в Устюге и позднее повторен в декоре перестроенного Прокопьевского храма), отсутствие обходной галереи, трапезная, (правда, еще низкая и небольшая по объему), соединяющая четверик и колокольню.

Общая строгая симметрия построения объемов сочетается здесь с богатым декоративным оформлением. Если северная сторона лишена декоративных украшений, то остальные 3 стороны очень нарядны: наличники окон четверика, трапезной и алтаря, отличающиеся друг от друга, создают впечатление гармонии и великолепия. Спаренные полуколонки, чудный портал в лучших традициях XVII в., пристроенное позднее южное крыльцо – все это придает церкви неповторимую оригинальность и праздничность.

На восточном фасаде, обращенном к Сухоне, под килевидным козырьком сохранился большой, пятиметровый, живописный Образ Спаса Вседержителя. Над Спасителем в облаках – Господь Саваоф и Святой Дух. Пред Его ликом – два Ангела, а к ногам в молении припали святые: слева – Прокопий Устюжский, Николай Чудотворец, Варлаам Хутынский, справа – Иоанн Устюжский, Дмитрий Солунский и Сергий Радонежский. Раньше перед иконой горела ведерная лампада. По мнению устюжского историка-краеведа, ученика Ключевского В.П. Шляпина, икона с лампадой существовала еще в XV в., правда, образ Спаса был написан на холсте. В 1450 – 1452 гг. в Устюге княжил претендент на Московский престол Дмитрий Шемяка. По его распоряжению на Дымкове находился военный пост, который должен был следить за дорогой из Тотьмы и вверх по Сухоне, – не приближаются ли великокняжеские полки Василия II Темного. В этом случае должны были зажигать лампаду и таким образом давать знак.

В интерьере храма на своде и окнах – барочные лепные обрамления, выполненные в XVIII веке. В алтаре и четверике сохранились 18 живописных клейм. В четверике живопись посвящена жизни и чудесам великомученика Дмитрия Солунского. Сведений о том, когда она была выполнена, пока не найдено.

Украшение храма – золоченый резной иконостас XVIII века. Он имеет все основные членения – горизонтальные раскрепованные карнизы и вертикальные колонки. В пятом ряду все колонки соединяются между собой висячими арками с гирькой посередине, которая зрительно как бы отделяет одно изображение от другого, выполняя тем самым роль разделительной колонки. Венчает иконостас резное распятие Иисуса Христа на горе Голгофе с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. На стене около Распятия живопись, изображающая город Иерусалим, Бога Саваофа и четырех Ангелов с орудиями страданий: крестом, столпом, лестницей, копьем и тростью с губкой.

Иконостас трапезной, выполненный в XIX веке, более скромен и не претендует на оригинальность: двухъярусный, столярный, крашеный, с колоннами, золочеными капителями и карнизами.

Храм Святого великомученика Димитрия холодный (неотапливаемый), поэтому служили в нем только летом. А в холодное время переходили в теплую церковь Сергия Радонежского.

Строительство теплой двухэтажной каменной церкви Сергия Радонежского проходило в 2 этапа (скорее всего, это было связано с финансированием). Нижний храм был построен в 1739 –1750 гг. Освятили его во имя одного из особо почитаемых святых на Руси – святителя Николая Мирликийского Чудотворца, покровителя мореплавателей и всех путешествующих, что было особо актуально для купеческого Устюга. Строительство верхнего храма было закончено в 1769 году. Освящен он был в честь преподобного Сергия Радонежского.

Архитектурой теплая церковь напоминает корабль – это храм трапезного типа. Двухэтажное здание сильно вытянуто в длину. Оно состоит из основного четверика, ступенчатого алтаря с пятигранными апсидами в каждом из ярусов и сильноразвитой трапезной.

Подлинным украшением этой церкви является разнообразный декор фасадов. Нижний этаж декорирован рамочными наличниками окон с бровками, карнизом с зубчиками и угловыми пилястрами, украшенными крупными звездочками-розетками. Верхний этаж украшен многообразными карнизами, нарядными наличниками окон с витыми колонками и вычурными фронтонами с завитками-волютами.

К сожалению, ни один из иконостасов храма Сергия Радонежского до настоящего времени не сохранился. В интерьере сохранились лишь четыре великолепные изразцовые печи, массивные, двухъярусные с профилированными карнизами и витыми полуколонками на углах, с крупными фигурными картушами и растительными мотивами в зеленовато-бирюзовом цвете. Рельефные полихромные изразцы современны постройке храма.

В 1859 году на пожертвования купцов Ильи Грибанова и Павла Жилина вокруг церквей построена каменная ограда с двумя небольшими башенками на углах.

В советское время, в 1930 г., постановлением Президиума гор.совета «по просьбам трудящихся» церкви Дымкова закрыли. Позднее они были переданы Великоустюгскому музею.

В 1983 –1986 гг. в церквях проводились реставрационные работы под руководством Э. Наседкина: перекрыта кровля, проведена починка стен, отмостка, побелка стен внутри и снаружи, расчистка изразцового пояса. Шатер колокольни из-за большой посадки одной грани был разобран и выложен вновь.

B течение последних десятилетий имелись большие проблемы с церквями Дымковского прихода. Из-за ледоходов, проходящих при большой воде, каждый год берег, осыпаясь, опасно приближался к воротам бывшей приходской ограды. В начале XXI века на федеральные средства проведены серьёзные берегоукрепительные работы. Сегодня мы можем любоваться на противоположный городу берег Сухоны, не опасаясь утратить этот замечательный ансамбль, живописно и органически вписывающийся в окружающий природный ландшафт.

Архитектурный комплекс Дымковских храмов ориентирован, главным образом, на реку и город. Удивительно красив этот ансамбль в утренние часы, когда розовеющие в лучах восходящего солнца его белоснежные окруженные зеленью храмы отражаются в реке; но не менее хорош он и вечером, на фоне алого закатного неба, на котором особенно эффектно вырисовывается его изысканный кружевной силуэт.

к началу страницы к началу страницы

 
 
 

Заголовок слайда 1


ym red label - музей или памятник из статьи о нём;
ym blue label - памятник архитектуры доступный для посещения, с музейными экспозициями и пр.;
ym blue label - памятник архитектуры доступный только для внешнего осмотра, или закрытый в зимний период.

 

Из наших фондов

Зелихман С. М. "Слава героям Отечественной войны! Боевые эпизоды....

Ключевые слова сайта

Flash Player не установлен

 


 

Анкета посетителя

Закрыть
anketa
Уважаемые посетители!
Нам очень важно знать Ваше мнение о музее. Предлагаем Вам ответить на вопросы нашей анкеты.