Великоустюгский музей-заповедник

Северная чернь

 

Дарохранительница. 1770. Мастер И.А.Островский. Чернение по серебру. Черневое искусство 30-х – начала 60-х годов ХХ века характеризуется изделиями мастеров артели «Северная чернь», выполненными по эскизам художественного руководителя артели Е.П. Шильниковского, обогатившего старинный промысел новыми разработками сюжетных и орнаментальных композиций. Особый интерес вызывает серебряный столовый набор из 42-х предметов, украшенных миниатюрными рисунками по произведениям А.С. Пушкина. На Всемирной выставке в Париже в 1937 году эта работа устюжских мастеров была удостоена золотой медали и диплома I-й степени.

Среди экспонатов и одна из лучших работ Е.П. Шильниковского – стопка «Золотой хмель» (1951), выполненная в традициях древнерусских мастеров черневого дела. Искрящиеся золотом гроздья цветущего хмеля художник расположил на фоне серебряных листьев с черневыми прожилками.

О развитии искусства чернения по серебру во второй половине ХХ века свидетельствуют произведения мастеров «Северной черни», созданные по эскизам талантливых художников Е.Ф. Тропиной, Л.М. Бобылевой, Л.С. Меньшиковой, А.С. Чернова, В.П. Шорохова. Высокими художественными достоинствами обладают серебряные с чернью столовые наборы, бокалы, вазочки, коробочки, ювелирные украшения, отмеченные настроением особой праздничности, торжественности. В лучших традициях северного черневого искусства выполнены работы заслуженного художника России Е.Ф. Тропиной, посвятившей искусству чернения по серебру около 50 лет. Они отличаются яркой декоративностью тематических и орнаментальных композиций при строгой лаконичности форм.

 

Из наших фондов

Блюдо. Вторая половина XIX века. Россия.

Ключевые слова сайта

Flash Player не установлен

 


 

Анкета посетителя

Закрыть
anketa
Уважаемые посетители!
Нам очень важно знать Ваше мнение о музее. Предлагаем Вам ответить на вопросы нашей анкеты.